Как воспитать математического гения

Как воспитать математического гения

Профессор Стэнфордского университета Джо Боулер — гендиректор и соучредитель YouCubed. Это университетский проект, который создан, чтобы давать ресурсы для математического образования студентам, родителям и учителям. В своей колонке Боулер рассказывает, как счёт на пальцах может быть полезен для детей, почему визуальная математика понятней и интересней, и приводит несколько упражнений для тренировки памяти при помощи пальцев.

Несколько недель назад в моем офисе в Стэнфорде раздался звонок. Звонила мать пятилетней девочки: дочь пришла из школы в слезах, потому что на уроке ей запретили считать на пальцах. Это не единичный случай. Довольно часто учителя не разрешают ученикам использовать пальцы при подсчете — это как-то «по-детски», непрофессионально. Однако исследования в области неврологии доказывают, что это как минимум глупо.

Исследование американских ученых Иларии Бертелетти и Джеймса Р. Бута, опубликованное в прошлом году, подчеркнуло прямую связь между соматосенсорной корой головного мозга и деятельностью пальцев. В частности, они выяснили, что процесс счета в нашем мозге всегда отражается как пальцевой, даже если на самом деле при вычислении пальцы не использовать.

Соматосенсорная кора — область головного мозга, которая отвечает за действия всех частей тела (начиная от губ и заканчивая пальцами ног).

Согласно другому исследованию, учебная успеваемость школьников и студентов тоже зависит от навыков пальцевого счета: чем успешнее младшекласcники справляются со счетом на пальцах, тем они лучше считают в будущем.

Ученые отмечают, что следует обращать особое внимание на навыки пальцевого счета у шестилетних детей: тренировка восприятия в этом возрасте гарантирует будущие успехи в математике.

Упражнения

Навык к восприятию информации с помощью пальцев и ее отображению в мозге можно тренировать. Для этого неврологи разработали комплекс упражнений, который повышает качество восприятия информации через пальцы. Эти упражнения можно практиковать и в школе, и дома.

Для начала пометьте пальцы ученика разными цветами, как показано на рисунке.

Как воспитать математического гения

1. Теперь попросите ученика нажимать на клавиши пианино так, чтобы цвет каждого пальца соответствовал цвету клавиши.

Как воспитать математического гения

2. Попросите ученика пройти через лабиринт тем пальцем, цвет которого соответствует цвету цифры.

Как воспитать математического гения

3. Попросите показать цифру тем пальцем, цвет которого соответствует цвету цифры.

Как воспитать математического гения

Приведенные разработки являются частью большой группы исследований о процессе познания и отражении полученной информации в человеческом мозге. Наш мозг состоит из комплекса сетей, которые начинают взаимодействовать в процессе обработки информации. Когда мы заняты математической работой, эта деятельность затрагивает те сети головного мозга, которые отвечают за процесс визуализации и расположены в зрительной коре. Это значит, что при изучении математики всегда нужно использовать визуальные методы.

«разминка» зрительной системы мозга

Визуальная математика действенна для всех. В 1983 году Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которая допускает, что люди по-разному усваивают информацию — визуально, тактильно или логически. Эта идея расширила наши знания об интеллекте и человеческих способностях, но когда дело дошло до практики, ее стали применять неверно. Так, в школах учеников стали классифицировать по типам, а затем преподносить информацию наиболее удобным для каждого типа образом. Это в корне неверно: ведь людям, которые слабы в визуальном мышлении, это мышление нужно больше, чем кому-то другому.

Математика на протяжении десятилетий преподносилась как набор цифр и символов, а потенциал визуальной математики — попросту игнорировался.

Неудивительно, что студенты считают математику непонятной и неинтересной, ведь на уроках они погружаются в мир абстракции. Их заставляют зубрить факты, решать бесконечные листы с числами, примерами, используя при этом минимальное количество визуальных средств и креативности. Даже если учителя прибегают к визуальным методам, то, скорее, в качестве прелюдии к тем же абстрактным идеям.

Чтобы вовлечь студентов в процесс визуального мышления, их нужно регулярно спрашивать, как они видят математические идеи, и просить их нарисовать, что они видят. Очень полезно задавать вопросы и получать на них ответы при помощи визуализации. В прошлом году командастэнфордских ученых запустила бесплатный курс по визуализации математики, и результат был ошеломительным: мало того, что курс был загружен 250 тысяч раз и использовался учителями по всей стране. По проведенным опросам, 89% респондентов, школьников (3-9 класс), отметили, что эти занятия «прокачали» их математические навыки, а 94% сказали, что они научились «двигаться вперед, даже если работа трудная и я делаю ошибки».

Такая практика несет в себе очень важную задачу: она показывает детям, что математика может быть красивой и интересной.

Читайте также:

1 комментарий

  1. Спасибо за такой креативный материал!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

css.php